Внедряем искусственный интеллект в ритейле

Внедряем искусственный интеллект в ритейле

Сеть «Макси» развивает собственный сервис видеоаналитики на кассах самообслуживания. Благодаря распознаванию весового товара нейросетью процесс покупки происходит быстрее – в среднем экономия времени составляет 20%.

ксо.jpg

В отличие от традиционных касс в «Макси», на терминалах самообслуживания покупателю необходимо самостоятельно взвешивать товар. Поиск нужной позиции в каталоге занимает определенное время. Видеоаналитика призвана максимально упростить поиск товара покупателем, принести ему удобство и экономию времени.

Покупатель кладет весовой товар на платформу, установленная над ней камера делает фотографию, нейросеть прогоняет ее через модель распознавания. В итоге терминал сам предлагает несколько наиболее вероятных товарных позиций. Покупателю не требуется листать каталог, чтобы найти нужный сорт яблок или название конфет. Он быстро пробивает покупки и уходит довольным. Сети тоже выгодно, чтобы клиенты быстрее проходили кассовый остров и не создавали очереди.

– Такой ускоренный поиск позволил сократить среднее время покупки: нам удалось ускорить среднее время добавления каждой весовой позиции на 3,5 секунды. Кроме того, для консультантов на кассах самообслуживания внедрены отдельные механизмы контроля, которые позволяют определять «ошибки» в выборе товара покупателем, – отметила Светлана Евдокимова, начальник отдела по управлению бизнес-процессами направления ритейла «Макси».

Кассы самообслуживания, которыми оборудованы практически все магазины «Макси», полностью разработаны внутри компании. В сервисе видеоаналитики ритейлер тоже пошел по пути собственных решений.

Первую модель распознавания компания разработала в 2021 году. Несколько касс самообслуживания оборудовали камерами, чтобы с помощью покупателей собрать датасет – фотографии весовых товаров для машинного обучения. В 2023 году сервис видеоаналитики тестировали на 30 кассах в пяти супермаркетах «Макси» в Вологде. Собрали порядка 254 тысяч фотографий. В ходе обучения нейросети добились, что модель угадывает товары в среднем с 96% вероятности.

Машинное обучение на новых фото проводят регулярно, расширяя количество товаров и стремясь повышать точность распознавания. Сейчас модель умеет распознавать 300 SKU.

2.jpg

Сервис видеоаналитики в «Макси» продолжит развиваться. В начале 2024 года планируют оснастить камерами еще около 100 касс самообслуживания.

– Результат, который мы уже получили, нас устраивает, поэтому принято решение о масштабировании сервиса. Думаем о дополнительных механизмах контроля и повышения точности распознавания. Планируем, что с 2024 года все вновь открываемые магазины с кассами самообслуживания будут оснащены видеоаналитикой. Ряд действующих точек тоже будем модернизировать, – рассказала Светлана Евдокимова.

Напомним, продуктовый ритейлер развивает мультиформатную сеть магазинов под брендами «Макси» и «Заботливые цены». По итогам 2023 года сеть насчитывает 86 РТТ в 17 городах Вологодской, Архангельской, Ярославской и Кировской областей. Планируется, что до конца 2025 года она вырастет до 150 магазинов.


Наверх